16.11.2018
Дагестан является полиэтнической республикой, уникальной лабораторией для
изучения процессов воспитания, приобщения детей не только к культуре своего
народа, но и к культуре общества в целом. Многовековые традиции, в том числе и
народное искусство Дагестана, помогали и продолжают помогать формированию у
детей дошкольного возраста прочных навыков и умений нравственного,
эстетического отношения к жизни и творчеству.
Необходимость приобщения подрастающего поколения к художественным и
эстетическим ценностям, воспитание детей средствами народного искусства нашей
республики обусловлена современными условиями совершенствования системы
образования, где дошкольное воспитание является начальной ступенью развития
личности. Основная роль в этом процессе принадлежит эстетическому воспитанию.
Подчеркивая значение искусства в воспитании детей, Б.М.Теплов писал:
«Искусство очень широко и глубоко захватывает самые различные стороны психики
человека – не только воображение и чувство, что представляется само собой
разумеющимся, но мысль и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания
и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формирования
мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из
средств, содействующих всестороннему и гармоничному развитию личности».
Художественно-эстетическое воспитание представляло собой синтез таких видов
искусств, как фольклор, музыка, прикладное искусство. Например,
женщины-мастерицы и девочки ткали ковры и пели песни, лепили игрушки и
рассказывали сказки, затем устраивали импровизированные сценки, и дети играли.
Взрослые и дети, готовясь к праздникам, со вкусом украшали одежду. Изготовляли
различные предметы, преподносили их и дарили в сопровождении песен,
стихотворных пожеланий и т.д. Все это, естественно, служило хорошей средой для
проявления личности ребенка и приобщения его к культуре своего народа. Как
известно, народное искусство вобрало в себя все ценное, что веками складывалось
и формировалось в жизни горцев: самобытность, поэтичность, образность мышления,
мудрость, любовь к природе, труду и многое другое. Правы те специалисты,
которые считают, что сегодня нельзя рассматривать народное искусство только как
часть материальной, бытовой культуры прошлого.
Как известно из истории, на протяжении многих веков в Дагестане развивались
различные виды традиционных художественных промыслов: ковроткачество,
художественная обработка металла, резьба по камню и дереву, гончарное искусство
и др. Многие из традиционных видов народных художественных промыслов дошли до
наших дней, продолжают развиваться и сегодня.
Приобщение детей к народному искусству способствует раскрытию перед ними
богатства культуры народа, знакомит с обычаями, развивает чувства красоты и
гармонии с природой, речь, образность мышления, приобщает к труду.
Сегодня, когда обновляется содержание образовательных дошкольных
учреждений, пересматриваются формы и методы приобщения детей к изобразительной
деятельности, необходимо вопросы духовно-нравственного,
художественно-эстетического и трудового воспитания дошкольников строить путем
ознакомления их с народным и декоративно-прикладным искусством Дагестана, так
как орнаментальная основа народного искусства доступна детям для восприятия и
отображения в художественной деятельности.
В условиях Дагестана с его богатыми традициями национально-художественной
культуры огромное значение в эстетическом воспитании детей приобретает народное
искусство (декоративно-прикладное, художественно-речевое, музыкальное,
игровое).
Планомерное и целенаправленное изучение народного искусства позволяет детям
лучше узнать природу и художественные традиции своего края, народные праздники
и обычаи.
Изобразительная и художественно-трудовая деятельность детей осуществляется
с использованием различных материалов: бумаги, ткани, глины, ниток, проволоки,
фольги, природного материала.
В процессе изобразительной деятельности и художественного труда дети
рисуют, лепят и выполняют различные поделки, которые используются для украшения
помещений, включаются в игру.
Таким образом, воспитательно-образовательная работа с детьми осуществляется
в основном на занятиях (декоративное рисование, лепка, аппликация), а также во
время игр, экскурсий, праздников и самостоятельной художественной деятельности.